Грузоперевозки по России в нестабильное время

Состояние грузоперевозок в России в 2022 году

В настоящий момент российские логистические и грузовые компании переживают не
лучшие времена. Они начали уходить с рынка, формировать новые цепочки поставок и
готовиться к повышению тарифов на перевозки.
«Мы ожидаем переориентирования логистических маршрутов и цепочек поставок, а
также удорожания стоимости импортных товаров для конечного потребителя за
счет привлечения дополнительных посредников — резидентов дружественных
стран», — рассказал РБК Богдан Антоненко, председатель правления
Объединенной ассоциации перевозчиков, в которую входит более 20 перевозочных
компаний, преимущественно региональных.
Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота. В
тяжелой ситуации оказались железнодорожные операторы, стивидоры и
автотранспортные компании.
Что сейчас происходит в отрасли?
Текущие цепочки поставок разрушены, альтернатив по обслуживанию импортного и
экспортного потоков практически нет. Морской фрахт остановился, авиасообщения нет.
Партнёрами остаются только Турция, Армения, Узбекистан, Монголия и Азербайджан.
Транзитные перевозки через Украину полностью прекращены, а поезда
перенаправлены на погранпереход Брест-Малашевичи.
Логистические компании сейчас доставляют грузы из Европы автотранспортом или
транзитом через Литву. При этом погранпереходы функционируют, но задержки на них
сохраняются. Это увеличивает сроки доставки грузов. На текущий момент, по оценкам
экспертов, самыми загруженными остаются литовские международные автомобильные
пункты пропуска (МАПП).
Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе,
и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и
связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое. Из-за
экономических последствий введённых санкций резко снизился импорт товаров из
стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Всё это провоцирует задержки
на таможенных переходах и увеличение сроков доставки. Как следствие, растёт
внутрироссийский трафик.
Какие угрозы могут возникнуть в сфере грузоперевозок по мнению РБК?

Но на фоне продолжающейся спецоперации на Украине и западных санкций ситуация
усугубляется. Среди основных угроз для развития бизнеса участники рынка логистики
выделяют:
1. Из-за приостановки работы аэропортов на юге России переориентация
грузопотоков на автодороги и железнодорожный транспорт. Как следствие,
увеличение сроков доставки на 3-4 дня по ряду направлений, потому что
маршруты авто и ЖД более продолжительные, чем авиарейсы.
2. Эпидемиологическая ситуация всё ещё ограничивает пропускную способность
погранпереходов с Китаем. Из 14 пунктов пропуска самым загруженным остается
МАПП Забайкальск-Маньчжурия. На 11 марта в электронной очереди было
зарегистрировано 7234 фуры. А 10 марта, через этот пункт было пропущено 190
транспортных средств (на въезд и выезд).
3. Введение санкций в отношении российских портов на северо-западе и в
черноморском бассейне, отказ от судозаходов в них со стороны крупных
европейских морских линий критично снижает импорт продуктов, медикаментов
и других товаров первой необходимости, перевозимых в контейнерах. Это
сказывается и на авто- и железнодорожных перевозках . Об этом сообщил 4
марта Евразийский союз участников железнодорожных грузовых перевозок.
4. Сокращение числа компаний, работающих на европейском направлении
разными видами транспорта. Отказ многих водителей перевозить товары
автотранспортом из Европы.
5. Сложности с валютными операциями и в расчетах с иностранными
контрагентами.
6. Кроме очевидных рисков и сужающегося рынка для экспедиторов большой
угрозой стал указ президента Владимира Путина об обязательной продаже 80%
валютной выручки. В среднесрочной перспективе это возможно приведёт к уходу
с рынка многих российских перевозчиков и их замещению китайскими, потому
что у них таких проблем нет.
7. Стоимость логистических услуг зависит от множества факторов, в том числе от
лизинговых платежей по транспортным средствам, заработных плат
сотрудников, действующим ставкам фрахта на автомобили, стоимости топлива,
а также общей рыночной и экономической ситуации. Цены будут расти в той же
прогрессии, что и доллар США.
Что говорят эксперты о ситуации в логистический отрасли в свете введения
санкций против России?
Business FM побеседовали с представителями рынка грузоперевозок:
Член правления СТМЛК (Ассоциация руководителей высшего звена и
собственников логистического бизнеса), владелец ООО «Вендор Карго»
Екатерина Лазуткина: «Ограничений по машинам, по пропускам, я имею в виду в
номерах машин, ничего нет. Осталась задержка на границах на экспорт, в обратную
сторону, то, что из Белоруссии проходят машины, именно на белорусской границе
плюс литовской. Тут, к сожалению, еще очереди остались, они большие, и машины
проходят очень медленно, в день где-то по километру всего лишь, а очередь там на

десять километров. Есть маленькие печальные истории, когда вредят
автомобилям, некоторые водители боятся ехать, и у нас нехватка автомобилей, в
том числе из-за этого происходит. Многие перевозчики не едут или отказывают в
загрузках, просят полную предоплату, особенно это касается иностранных
перевозчиков. Они боятся, что они не увидят от нас денег, оплаты в связи с тем,
что у нас либо много банков, которые попали под санкции, мы не можем деньги туда
отправлять, либо с отключением SWIFT. Просят либо предоплату, либо вообще
отказываются везти. По поводу неотгрузок. Самая плачевная сейчас у нас
ситуация, ЕС опубликовал список товаров, которые попали под санкции, двойного
назначения. То есть когда машина поступает на загрузку, фабрика говорит:
ребята, мы не можем вам отгрузить этот товар, потому что он попал в
санкционный список. Что туда попало? Практически все оборудование,
комплектующие, запчасти, технологическое оборудование, вплоть до мелочей:
клапаны, фильтры. Мы сейчас не можем вывозить, и фабрики не могут отгружать
их, пока не получат разрешение от Торгово-промышленной палаты своей страны,
чтобы та разрешила им вывоз».
Генеральный директор компании «Оптимальная логистика» Георгий
Властопуло: «За последние двое суток мы получили порядка семи уведомлений от
разных линий. Крупнейшие морские перевозчики. О том, что они приостанавливают
прием букингов на перевозку грузов в и из России. Вчера получили уведомление от
трех портов Гамбурга, Антверпена и Роттердама, что они принимают все меры в
отношении грузов, которые должны идти в Россию, и отказываются их загружать.
И порты, и линии действуют пока не в соответствии с санкциями, потому что
санкции в отношении перемещаемых грузов не приняты ЕС, они уже действуют на
опережение. Европейская таможня взяла санкции на отправку товаров двойного
назначения в сторону Европы — это товарные группы. Проблема заключается в
том, что сейчас в ситуации паники они даже не смотрят на описание самого груза,
они видят товарную номенклатуру и вводят дополнительные меры таможенного
контроля в виде досмотров или запретов на отправку. Хотя в этих группах
находится огромное количество товаров, которые вообще не подпадают под
санкции».
Директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов: «Тренд,
который наблюдался до Нового года, когда половина перевозчиков становятся
сейчас рынком заказчика. Ставки пошли вниз. На выезд из Европы очередей
практически нет, увеличились очереди на въезд в Европу. Более жесткий контроль
со стороны пограничных служб европейских стран. Могу сказать, что тарифы на
транспорт из Европы сейчас будут падать, это единственная ложка меда в этой
бочке дегтя. Автопром остановился, многие немецкие компании остановили
отгрузки в Россию. Самая большая причина — это непонимание, что будет дальше.
На этом фоне, естественно, освобождается большой парк транспортных средств,
который необходимо загружать, в том числе европейских перевозчиков, польских,
прибалтийских. По большей части сейчас ездить польскими, прибалтийскими
перевозчиками, потому что случаи вандализма, направленного в сторону российских
и белорусских перевозчиков на территории Европы, стали учащаться. Шины
порезали, стекла побили, оскорбили. Пока это точечно, частные случаи».

Стратегия работы и развития логистики в условиях кризиса
Для вывода из кризисного состояния логистической отрасли государством
активно внедряются меры господдержки.
Всё ли так плохо?
Выход из сложившейся ситуации имеется, и логистические компании
разработали спасительный вариант. В соответствии с санкциями вполне
дозволительно поступать следующим образом: необходимый товар продается
из «запрещенной» для нас страны юридическому лицу из разрешенной. Другой
возможный вариант — локализация производства товаров, тем самым
по документам товар был произведен именно в той стране, где санкций
не имеется.
Чтобы может ещё помочь?
Если говорить про автоперевозки, то:
1) Сокращение затрат на запасные части для транспортных средств,
например, за счёт производства российских аналогов.
2) Мораторий на штрафы, кроме штрафов, регулирующих безопасность
дорожного движения.
3) Отмена взимания платы за проезд по федеральным трассам.
4) Освобождение от налогов самых незащищенных перевозчиков – ИП с
одной-двумя машинами.
5) Приостановка лизинговых платежей без штрафов.
6) Контроль стоимости топлива.
7) Разработка оптимальных маршрутов по новым дорогам и др.
Чего нам стоит ждать в будущем?
Преодоление текущего кризиса – небывалое испытание для управленческой
команды всех логистических игроков. Параллельно с этим, сейчас самое время
пересматривать партнерские отношения с подрядчиками, сроки и обязательства
по договорам, тщательно работать с оборотным капиталом и ликвидностью.
Санкции вызвали рост производства внутри страны, именно поэтому
отечественная логистика еще вполне может «встать с колен»
Компании, которые следят за трендами и быстро адаптируются к меняющимся
обстоятельствам, смогут управлять ситуацией, создавать востребованные
услуги и усиливать свои позиции в бизнесе. Что особенно важно, общая беда
объединила и сплотила отрасль логистики. В условиях выхода российской
экономики из кризиса и санкционных ограничений именно коллаборация
логистических компаний может стать одним из наиболее важных и действенных
драйверов последующего развития и роста.

Логистические тренды, которые будут влиять на российскую отрасль

грузоперевозок

Быстрая адаптация логистических компаний к меняющимся условиям поможет
оперативно «прийти в себя». Читайте, какие тренды будут влиять на весь рынок
грузоперевозок в ближайшее время. Делайте выводы и принимайте взвешенные
управленческие решения.
 Тренд 1. Демпинг на логистическом рынке. Усиление борьбы за клиента
влечет возникновение ценового демпинга на рынке грузоперевозок, так как
количество грузов уменьшается, а транспорт простаивает. Многие компании
не выдержат длительного демпингования.
 Тренд 2. Уход с рынка слабых игроков. В ближайшее время рынок
грузоперевозок будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние
компании. Здесь, как в теории Дарвина, выживет сильнейший. Тот, кто успел
накопить денег за последние два пандемийных года и не набрать
обязательств, будет чувствовать себя лучше остальных. Произойдет череда
банкротств, слияний и поглощений.
 Тренд 3. Развитие коллабораций, кооперации, объединение сервисов.
Представители логистической отрасли начнут объединяться в communities
для совместного пользования услугами друг друга. Транспортные и
сервисные компании начинают коллаборироваться, разрабатывать
уникальные комплексные предложения для клиентов и, как следствие,
усиливать совместные позиции, объединяя свои сервисы.
 Тренд 4. Отказ от закупок. Увеличение спроса на услуги ремонта и
технического обслуживания автопарков. Отказ от обновления автопарка в
связи с ростом курса валют и введёнными санкциями наблюдается в 90%
логистических компаний. Это означает, что парк автомобилей будет
устаревать, будут востребованы услуги, связанные с ремонтом и техническим
обслуживанием автопарков.
 Тренд 5. Увеличение спроса на услугу «сборные грузы». Наблюдается
тенденция к уменьшению партий доставляемых грузов и увеличение
количества отправляемых сборных грузов. Существенные ограничения на
авиаперевозки «перебросит» часть спроса со стороны грузовладельцев на
перевозку сборных грузов. Развитие аутсорсинга научит игроков рынка
«заполнять» транспортные средства и группировать отправки на
взаимовыгодных условиях. Особенно высокий спрос наблюдается на
сборные грузы из европейских стран.
 Тренд 6. Внедрение новейших IT-технологий. Об оптимизации и
автоматизации говорили давно, но только мало кто решался на реальные и
коренные изменения в отрасли. Многие компании ещё в паандемийный
период стали переводить свою работу на «новые рельсы». В логистике
началась IT-революция. Стоит отметить использование IT-платформ для
логистических компаний с целью обмена тарифами и ставками.
 Тренд 7. Заказ перевозок с мобильного устройства. Появление
отдельной отрасли «мобильные перевозчики».
Высокоавтоматизированная логистическая цепочка сейчас очень
востребована. Грузовладельцы нуждаются в полном спектре услуг с режимом
доступа со своего мобильного устройства. Клиент получает возможность
заказать перевозку на цифровизированной логистической платформе,
нажимая на кнопку в мобильном приложении. Именно такие системы будут
востребованы и в будущем. Например, для физических лиц Почта России

запустила новый сервис отправки посылок по номеру телефона – функция
доступна для всех пользователей мобильного приложения логистического
оператора. Отправителю нужно всего лишь ввести номер телефона адресата
или выбрать его из телефонной книги.
 Тренд 8. Развитие внутренних грузоперевозок и логистических цепочек.
Ещё недавно большинство перевозок было направлено на экспорт или
импорт товаров, пренебрегая внутренними рынками. Кризис из-за пандемии
дал мощный толчок для развития внутреннего продукта, развития
производств внутри страны. Значительное уменьшение грузовых потоков из
европейских стран приведёт к тому, что часть ресурсов, товаров, продуктов,
которые ранее закупались именно там, производители будут пытаться
произвести в своей стране. Сейчас хочется верить, что для России это шанс
замкнуть логистическую цепь на себе. Будет наблюдаться рост внутреннего
производства в связи с закрытием границ и, как следствие, развитие
внутренней логистики, выход на новый уровень качества.
 Тренд 9. Развитие аутсорсинга. Большие обороты наберёт тренд передачи
непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг. Хотя этот тренд активно
развивается с 2000-х годов, сейчас он несёт не только возможности
сохранения бюджета, но и существенную экономию времени.
 Тренд 10. Появление спроса на доставку товаров в глубинки Российской
Федерации. Доставка широкого спектра товаров получит распространение
даже в отдаленных посёлках. Потребление в небольших городах и селах
стремительно возрастает, вместе с мигрантами туда приходят тренды из
мегаполисов. Компании-перевозчики уже предлагают индивидуальные
решения. Короткий путь доставки – не всегда самый оптимальный.
 Тренд 11. Развития доставки посылок «дронами». Развитие
«автопилотных» доставок. Данный тренд пришел из Азии, как продолжение
идеи бесконтактной доставки. В период пандемии в Китае так доставлялось
большинство посылок «на дом».
 Тренд 12. Перевод части сотрудников на постоянной основе на
удаленную работу. Это потребует оптимизации и автоматизации всех
бизнес-процессов в логистической компании. Вовлечение сотрудников в
развитие компании путем создания платформ для обмена идеями поможет
создать в организации прозрачные и отлаженные бизнес-процессы.
 Тренд 13. Перевод всех мировых логистических мероприятий в онлайн-
формат. Тренд на проведение большинства мероприятий в логистической
сфере в онлайн-формате сохранится, потому что данный формат проведения
встреч, переговоров, вебинаров, конференций показал высокую
эффективность.
 Тренд 14. Логистические компании вынуждены будут иметь в кармане
«антикризисный план». Опыт кризиса в период пандемии подстегнул
руководство транспортных компаний иметь в кармане «план B: пакет
антикризисных мер» и финансовую подушку безопасности.
 Тренд 15. Важна будет доставка «последней мили». Кризис сравнительно
легко перенесут компании, осуществляющие автомобильные доставки, и
операторы, работающие на последней миле. Преодолеть кризис легче всего
будет компаниям без основных средств, то есть экспедиторам.
Дополнительная финансовая нагрузка сейчас может только усугубить

ситуацию. Конечно, если у вас в портфеле клиенты из сегмента продуктов
питания, ритейл, FMCG, фармы, то есть шанс даже нарастить свои
операционные результаты.

Работа с ГК MERCURY в новых условиях

Логистическая группа MERCURY оказывает полный спектр услуг, связанных с
транспортными перевозками по России. Вот уже более 14 лет мы занимаем
лидирующие позиции в этой отрасли и зарекомендовали себя в качестве
надёжного партнёра.
Нашими постоянными клиентами являются: АО «Нарзан», ООО «Орион
Интернейшнл Евро», ООО «Тиккурила», ОАО «Вятич», ЗАО «Байсад» и другие
крупные компании России.
Работа с нами – это:
Стабильность. Компания работает с заказчиками на долгосрочной основе и
гарантирует грамотное построение маршрутных карт, выгодные тарифы для
постоянных клиентов, составление индивидуальной логистической схемы под
потребности клиента.
Комфорт. При планировании маршрутов грузоперевозок специалисты
компании MERCURY учитывают возможность доставки товаров в несколько
складов, распределительные центры, планируют загрузку транспорта, исходя из
категорий товаров, временных окон, нагрузки сетей, типы транспортных средств,
которые используются в различной комбинации для доставки широкой
номенклатуры товаров: малотоннажные грузовики, фуры, автопоезда с
прицепами, холодильными установками для перевозки охлажденных и
замороженных продуктов и пр.
Безопасность. Логистическая группа MERCURY концентрируется на оказании
безопасных, инновационных, эффективных услуг, которые отвечают
требованиям международного права. Ответственность за перевозимый груз
застрахована на каждый страховой случай.
Надёжность. Наша компания гарантирует доставку грузов в срок и сохранность
товаров при экспедиции, наличие полного пакета сопровождающих документов,
организацию всего цикла доставки товаров в намеченные пункты.
Выгода. В динамично меняющихся условиях работы из-за происходящих
событий в стране многие пересматривают условия и тарифы грузоперевозок.
Мы остаёмся верными своим партнёрам и клиентам.
Экономический кризис – это не только период проблем, банкротств и упадка, но
и время роста для многих. Партнёрские, взаимовыгодные отношения между
клиентами и заказчиками – это всегда путь к развитию и открытию новых
финансовых возможностей.
Логистическая группа MERCURY всегда открыта к диалогу, сотрудничеству и
интересным предложениям. Наши контакты…